Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Статистика

Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

"В сетях Балтийской косы"
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ «В СЕТЯХ БАЛТИЙСКОЙ КОСЫ»


«Чтобы разобраться самому, надо думать сообща» - эти слова Бориса Васильева стали девизом нашей секции экологии совсем не случайно. Вот уже четвертый год лицей работает по программе «Содружество», которая предполагает совместную проектно-исследовательскую деятельность учащихся и преподавателей. В рамках программы осуществляется также взаимодействие лицея с организациями и образовательными учреждениями различного уровня: КОДЦЭОТ, РГУ им. И. Канта, КГТУ и пр. Иначе говоря «думать сообща» - это та ключевая идея, которая лежит в основе работы лицея в целом и нашей кафедры естественных наук в частности. Но в этом году мы вышли на иной уровень сотрудничества - сетевое взаимодействие школьных экологических организаций. В проекте сетевого взаимодействия участвуют три школьные экологические организации Калининградской области: «ЧИЖИ» МОУ лицея №17, «Зеркало Природы» Исаковской СОШ и «НЭО» Храбровской СОШ Гурьевского района. Каждая из школ имеет свой интересный опыт организации экологической работы, проведения природоохранных акций, работы молодежных объединений. Поэтому обмен опытом, поиск путей сотрудничества, решение проблемы соединения в рамках одной программы разных направлений деятельности представляется интересным и перспективным.

Что означает слово сотрудничество - это совместный труд, участие в общем деле, объединение усилий и активная совместная деятельность по поставленной проблеме, разделение функций и ответственности.

Объектом сотрудничества и приложения наших усилий мы выбрали Балтийскую косу - бывший Государственный заказник, уникальное место, ныне терпящее бедствие. Поэтому наш проект называется «В сетях Балтийской косы». Цель проекта - вовлечение школьников, педагогов и родителей  в активную исследовательскую и природоохранную деятельность, реализация личностного становления через воспитание в них активной жизненной позиции, привитие любви к родному краю.

Задачи, поставленные для реализации цели:

  • сбор практически значимой природоохранной информации и организация её пропаганды;
  • приобщение к практической экологической деятельности;
  • налаживание связей с общественными организациями;
  • вхождение педагогов и учащихся в социокультурное пространство региона;
  • налаживание коммуникативных отношений «школа - общество».

Планируемые результаты:

  • дружеские взаимоотношения между школьниками разных школ;
  • сотрудничество педагогов разных школ;
  • опыт исследовательской и природоохранной деятельности у школьников;
  • исследовательские работы и проекты школьников на экологические олимпиады и конференции;
  • творческие работы учащихся и педагогов;
  • знакомство с природой родного края и экологическими проблемами региона;
  • методические разработки экологических троп по Балтийской косе;
  • закладка новых традиций в школах;
  • убранная от ТБО территория уникальной жемчужины региона.

В рамках данного проекта были проведены 2 выезда на Балтийскую косу для школьников и педагогов школ, участниц проекта. Программа осеннего выезда (13 октября 2007 г.) включала экскурсию по интересным историческим и природным объектам, комплексное исследование природы косы, трудовой десант по уборке мусора. Весенний выезд (10 мая 2008 г.) - это Вахта Памяти, посвященная всем участникам войны и особенно участникам боев на Балтийской косе. Почтив память погибших минутой молчания, каждая группа отправилась на выполнение своего задания, продолжение работы по организации экологической тропы и исследовательской деятельности, экологический десант по посадке многолетних растений у памятника павшим героям войны и возле здания школы.

Итак, работа нашей секции «В сетях Балтийской косы» посвящена исследовательской и природоохранной деятельности школьников на Балтийской косе в этом учебном году и перспективам на будущее.

В силу объективных причин Балтийская коса является наименее изученной территорией Калининградской области. Между тем этот природный комплекс очень интересен и  обладает своей индивидуальностью и специфичностью. Территория косы активно посещается отдыхающими, сборщиками грибов и ягод, и с недавних пор интерес к ней как к рекреационной зоне возрастает. В связи с этим, отмечается усиление рекреационной нагрузки на окружающую среду. Поэтому, исследовательские работы, направленные на изучение видового разнообразия, а так же на оценку состояния популяций и степени антропогенной нагрузки на данной территории очень актуальны. Различные виды мониторинга позволят отслеживать происходящие на косе изменения с целью возможной корректировки.

Исследовательская деятельность предполагает постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Представляя свои работы, учащиеся достаточно подробно описывают все аспекты своих исследований, кроме методик. А ведь знание методик и умение ими пользоваться - это залог качества выполненной работы. Выводы, которыми сильна исследовательская работа, можно делать, только опираясь на качественные вещи, а они в свою очередь могут быть получены через количественный анализ материала. Количественный анализ мы можем провести, только владея методиками.

У участников нашей секции была возможность не только познакомиться с некоторыми методиками исследований, которые учащиеся использовали в своих работах, но и освоить их, отработать практические навыки. Так Цветкова О.Г., методист КОДЦЭОТ, очень интересно рассказала и показала, как определять проективное покрытие, видовое разнообразие и встречаемость напочвенных растений методом Раункиера. А Гуцол С.М., зав. лаборатории экологии, методист КОДЦЭОТ, продемонстрировала, как можно определить качество (чистоту) воздуха по эпифитным лишайникам. На наш взгляд это очень важный момент в работе секции. Во-первых, знакомство с методом может подсказать идею новой исследовательской работы. А во-вторых, только личное участие в мини-исследовании действительно поможет оценить не только серьезность и объем проделанной работы, но и ее значимость. Эту часть работы секции можно назвать учебно-практической, и мы считаем ее своим know how.

Организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы специалисты многих стран признают важнейшим условием экологического образования и воспитания наряду с теоретическим обучением в классе.

Какая еще деятельность, кроме исследовательской и трудовой, может быть организована на территории Балтийской косы?

Ответить на этот вопрос мы попытались в следующей части секции. Вниманию участников был представлен проект учебной экологической тропы на Балтийской косе, разработанный учащимися 8В класса МОУ лицея № 17, руководитель Крот И. В.

Экологическая тропа - это специфическая форма для ознакомления с природными и антропогенными комплексами, для проведения учебной и пропагандистской природоохранительной работы (Л.Е. Куприна). Она включает экологическую экскурсию и полевой практикум, во время которых выполняются задания различного характера. Экологическая тропа - это своеобразная «книга природы», где от остановки к остановке, как от страницы к странице, посетители могут познать тайны природы и истории данной территории (Л.Е. Куприна).

Практическая деятельность по созданию учебной экологической тропы включает изучение участка природы, разработку маршрута, подбор объектов, но не только. Необходимо оснащение тропы информацией, которая помещается на специальных щитах и знаках (лозунги, призывы, правила, листовки и пр.). А это уже совершенно иной вид экологически ориентированной деятельности - пропагандистская, просветительская и художественная. Действительно такой способ информирования населения как реклама, буклеты, листовки прочно входит в нашу жизнь и почему бы этот способ не использовать в наших интересах для воспитания экологической ответственности и культуры?

По словам Олафа Бауера, директора по маркетингу немецкого футбольного клуба «Hertha», «никогда не является лишним добавить еще один кирпичик в стену, еще один элемент в мозаику». Совокупность разных мероприятий могут дать синергетический эффект, своеобразный переход количества в качество.

Презентация конкурса по оформлению щитов, буклетов и рекламных листков, несущих познавательную, просветительскую и предписывающую информацию была проведена на секции учителем биологии МОУ лицея № 17 - Крот И.В. Кстати идея объявления конкурса информационных щитов, буклетов, рекламных листовок для решения проблем Балтийской косы высказывалась и в проектной части вышеупомянутых детских исследовательских работ.

Подведение итогов конкурса планируется провести во время летнего экологического лагеря на Балтийской косе. Лучшие идеи будут использованы при оснащении экологической тропы и для реализации проектной части исследовательских работ.

Летний экологический лагерь на Балтийской косе для членов организаций «ЧИЖИ», «Зеркало Природы», «НЭО», «ГИД» - это одно из интереснейших мероприятий, которое планируется провести в рамках проекта «В сетях Балтийской косы». Участие школьников в экспедициях, лагерях или просто походах можно назвать элементом экологического воспитания и социализации молодого поколения. Экологические, бытовые и коммуникативные проблемы, с которыми школьники сталкиваются во время походов, не могу не оказывать на них воздействие, и они на деле начинают иначе воспринимать окружающий мир, учатся бережно и деловито относиться к природе, культурно вести себя в походах и экспедициях, общаться друг с другом.

Опыт туристических походов и экспедиций в Исаковской и Храбровской школах достаточно богат и разнообразен, а для школьников и учителей нашего лицея интересен и поучителен.

Завершилась работа нашей секции игрой, которую мы назвали «Узелки». По правилам мнемоники (мнемоника - наука о способах и методах запоминания), для лучшего запоминания информации ее необходимо зафиксировать в том или ином виде. Мы решили фиксировать ее в виде узелков на память. В ходе рефлексии участники секции делились тем, что показалось для них наиболее значимым и интересным и завершали свой монолог завязыванием узелка. Завязанные на нитях узелки превратились в сеть, и получилось так, что нити интереса, соединяющие наши умы и сердца, можно было не только почувствовать, но и увидеть. И теперь «В сетях Балтийской косы» - это не только название проекта, не только слова, это реальное дело!

Категория: Мои статьи | Добавил: shock-direct (24.01.2009)
Просмотров: 675 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2
2  
А где же нам еще встретиться bye

1  
Приятно и с пользой провели время1 Весной встретимся вновь... tongue tongue tongue

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]