Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Статистика

Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

Программа кафедры естественных наук

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 

лицей №17

        

 

 

 

 

Программа

кафедры естественных наук

 «Человек на Земле».

 

 

 

 

Калининград 2006

 

 

Введение

 

Человек на ЗемлеВ настоящее время проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и  приняла глобальный масштаб. То состояние окружающей среды, которое мы имеем сегодня, принципиально отличается от того, что мы хотели бы иметь. Древняя мудрость гласит: «Если не получаешь желаемого, измени свои действия». Решение важнейших проблем современности не возможно без всестороннего развития экологического образования. Задача экологического образования  состоит в том, чтобы сформировать определённый объем знаний по экологии, способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия  общества и природы, осознанию значимости  своей практической помощи природе [Ашихмина Т.Я. 2000].

Программа кафедры естественных наук «Человек на земле» является комплексной программой экологического образования и воспитания школьников, она объединяет различные направления и традиции, существующие в лицее.

              Цель программы – широкое вовлечение школьников, педагогов и родителей  в активную исследовательскую и природоохранную деятельность, воспитание в них активной жизненной позиции, привитие любви к родному краю.

Задачи, поставленные для реализации цели:

·        повышение уровня экологического образования и формирование прикладного экологического мышления школьников и педагогов;

·        сбор практически значимой природоохранной информации и организация её пропаганды;

·        приобщение к практической экологической деятельности;

·        социализация школьников и педагогов.

 

Программа рассчитана на средний и старший школьный возраст. В этом возрасте ученики, как правило, уже хорошо знакомы со многими основными школьными дисциплинами и готовы углублять и расширять свои знания, вести самостоятельную исследовательскую и практическую работу.

 

Принципы организации работы по программе:

·        широкое вовлечение учащихся, педагогов и администрации лицея;

·        вовлечение родителей;

·        работа с организованными группами (учащиеся + руководитель) и индивидуально (ученик + руководитель);

·        вариантность форм заданий (исследовательско - познавательные, прикладные, творческие).

·        включение и использование информационных технологий;

 

Основные направления работы по программе.

 

Обучение основам экологических знаний

 

Одним из основных направлений работы по программе является  экологизация курса  школьных предметов. Включение экологического аспекта в существующий курс для классов различного профиля.

Создание методических материалов с учетом регионального компонента. Преподавание в классах естественно - научного профиля курса «Основы экологии» и элективных курсов: «Экологическая химия», «Балтика - море нашей надежды», «Растениеводство», «Организация проектно - исследовательской деятельности», «Организация практической природоохранной деятельности школьников в рамках Областной Программы школьного экологического мониторинга «Хранители природы».

В учебный план 7-х классов включен предмет экология и апробируется курс «Экология Калининградской области», разработанный лабораторией экологии КОДЦЭОиТ.

Кроме этого, эффективными методами обучения являются семинарские занятия - диспуты для учащихся старших  классов и преподавателей, мастер - классы. Примерные темы семинаров даны в приложении.

Продуктом данного направления должны являться: для учителейразработанные экологизированные уроки, анкеты, таблицы, программы элективных курсов, семинаров, мастер – классы; для учащихся - проекты, творческие работы, презентации, успешные отметки по предметам, призовые места в олимпиадах.

 

Исследовательская и просветительская деятельность

 

Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы). Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере, нормированных, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения (Леонтович, 2003).

Исследовательская деятельность может быть организована на базе КГТУ, РГУ им. И. Канта, КОДЦЭОТ, лицея. Научными руководителями работ могут являться преподаватели высшей школы, педагоги и методисты дополнительного образования, а так же учителя кафедры естественных наук лицея. Приоритетны работы учащихся с преподавателями лицея, это дает возможность реализоваться не только учащимся, но и учителям (что важно в свете новых требований к повышению квалификационной категории).

Следует обратить внимание на актуальность работ, их экологическую направленность и практическое применение, с учетом регионального компонента.

Важным этапом является обучение педагогов школы структуре исследовательских работ, их оформлению и представлению на различных конкурсах в соответствии с современными требованиями.

Программа предусматривает участие школьников в реферативных, исследовательских, практических конференциях, форумах и олимпиадах различного уровня (школьного, регионального, Российского).

Продуктом взаимодействия преподавателей и школьников в данном направлении являются: индивидуальные дневники наблюдений, рефераты, исследовательские и проектные работы, выступления в СМИ, статьи в школьном сборнике, стенгазеты и листовки с информацией о природоохранных акциях.

 

Практическая экологическая деятельность

 

Практические занятия акцентируют внимание учащихся на важности овладения умением анализировать и давать оценку своим поступкам, сложившейся экологической ситуации в том или ином регионе страны или планеты в целом. Они позволяют, с одной стороны, иллюстрировать теоретические положения примерами, показывать, как на практике используются различные способы анализа состояния окружающей среды, и, с другой стороны приобщают ученика к самостоятельному решению экологических задач. Практикумы способствуют формированию прикладного экологического мышления, конкретизации экологических знаний (Самкова В.А., 1996).

Фронт практических работ разделен на шесть участков, каждый из которых курирует отдельный педагог.

 

Летняя экологическая практика для учащихся 8, 9, 10 классов естественно -  научного профиля включает в себя три блока: экскурсионный, трудовой, проектно – исследовательский, которые могут компоноваться в зависимости от класса, возраста и интересов учащихся.

Программа практики дана в приложении.

Продуктом являются: индивидуальные отчеты об экскурсиях и отчет о практике, заметки в СМИ, изготовленные коллекции и тематические пособия, ухоженная территория пришкольного участка.

 

Рациональное управление Т Б О представляет собой организацию компостной кучи, сбор и компостирование осенней листвы, пожнивных остатков, сорняков с клумб. Кроме перечисленного, на этом участке предполагаются и другие виды деятельности: сортировка содержимого мусорных корзин в классах, снижение доли отходов, не перерабатываемых естественным путем, сбор сырья, пригодного для вторичной переработки (макулатура).

Продуктом является: компостная куча, заготовленная макулатура, творческие работы на тему «Отходы - в доходы».

 

Здоровый образ жизни

Природа стала проводником обратных воздействий человека на себя, которые нарушают равновесие самой системы и оказывают губительное влияние на состояние здоровья человека (Анастасова Л.П., 1997). Основы здорового образа жизни с использованием физических нагрузок, умеренного питания закаливания были заложены ещё в прошлые столетия. Соблюдение основных принципов здорового образа жизни – «не навреди, не злоупотребляй, будь умерен» - способствует долгой активной жизни, хорошему самочувствию, высокой работоспособности (Бабенко В.В., 2006).

Это направление включает в себя следующие виды деятельности:  проектно - исследовательские работы,  тренинги и ролевые игры, волонтерское движение. Валеологом школы разработана программа «Мы выбираем здоровье».

Продуктом являются: проектно – исследовательские работы, разработанные анкеты, презентации, агитационные листки и плакаты, участие в слетах волонтеров.

 

Благоустройство

«Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят», «Чистота – залог здоровья»  - гласит народная мудрость, поэтому эти два участка (Здоровый образ жизни и Благоустройство) тесно взаимосвязаны: от чистоты среды зависит здоровье каждого.

Это направление предполагает участие в школьных и городских субботниках, акциях по уборке мусора, посадке растений, уход за клумбами, пропаганду уважительного отношения к труду дворника, участие в конкурсах по благоустройству пришкольной территории.

Продуктом являются: ухоженная территория школы, благодарственные письма за участие в акциях, конкурсные проекты, повышение уровня личной ответственности каждого за чистоту рабочего места (класс, школа, пришкольная территория, город).

Экологический мониторинг – система регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение для человека (Снакин, 1995). Экологический мониторинг можно разделить по объектам наблюдения на мониторинг окружающей человека среды (атмосферного воздуха, воды, почвы) и биологический (флоры и фауны). В данном направлении большее внимание уделяется мониторингу биологическому. Приглашая школьников к участию в экологическом мониторинге, мы не стремимся переложить на их плечи проблемы взрослых, но это приглашение может стать ключевым моментом в индивидуальном развитии личности учащегося, инструментом в познании мира и формой осмысленного участия в общем деле. Естественно, что силами учащихся невозможно выполнить полный объем измерений, предусмотренных системой государственного экологического мониторинга, поэтому для реализации  программы отобраны упрощенные методики, выполнение которых возможно в пределах материально – технической базы  КОДЦЭОТ и лицея. Для участия в мониторинге используется программа «Хранители природы», разработанная Лабораторией экологии КОДЦЭОТ.

Продуктом являются: участие в конференциях, отчеты о проделанной работе, стендовые доклады, презентации, анкеты учета, творческие работы.

 

Экспедиции и летние лагеря

В настоящее время большинство существующих экологических программ ориентировано на проведение, в основном, аудиторных занятий, недостаточно используя обучение в природных условиях. Восприятие окружающего мира при полевых занятиях происходит не только интеллектуально, но и эмоциональным путем, что дает более прочное и надежное усвоение понятий и закономерностей. В воспитательном аспекте живое общение ребят с природой, друг с другом, ответственность не только за себя, но и за товарищей, переоценить невозможно (Харченко А.Л., 1998).  

Ежегодно учащиеся лицея во время каникул участвуют в экологических экспедициях, полевых практиках, летних лагерях, организованных другими учреждениями (мэрия, КОДЦЭОТ, экологическая группа «ГИД», МОУ СОШ №50). Школьники, участвовавшие в лагере, обеспечиваются летним оздоровительным отдыхом в сочетании с развивающей профильной образовательной программой. Посредством погружения в учебно-исследовательскую деятельность по экологии они лучше осознают взаимосвязь с окружающей природной средой и необходимость участия в природоохранной деятельности. Учащиеся проходят обучение использованию комплексного набора методов изучения состояния окружающей природной среды, получают дополнительные знания о природе Калининградской области, а также практические навыки по её исследованию. Ребятами, участвовавшими в лагере, выполняются и представляются на итоговой конференции  учебно-исследовательские работы по различным экологическим темам. Все работы подготавливаются на основе собранных в ходе лагеря данных и могут использоваться в практических природоохранных целях.

В перспективе предполагается разработка собственных маршрутов экспедиций и их организация, что позволит охватить большее количество школьников лицея.

Продуктом являются: собранные материалы для исследовательских работ, отчеты, коллекции, гербарии. 

 

Использование ресурса ИКТ.

 

1. Представление отчетов, проектов, научно —исследовательских работ в виде презентаций.

2. Использование цифровых лабораторий.

3. Информирование социума.

4. Использование возможностей программы mimiо.

5. Участие в создании лицейского медиа — музея.

6. Оформление сайта творческой группы учителей.

7. Использование ресурсов Интернета.

 

Общественное экологическое движение

Молодежное экологическое объединение «ЧиЖи»

(За Чистую Жизнь!)

При всех политических и социально – экономических изменениях, происходящих в каждом отдельном государстве и в мире в целом, экологические проблемы всегда актуальны. Есть русская поговорка – «Один в поле не воин». Именно поэтому для решения экологических проблем люди объединяются. Общественное экологическое движение становится все более активным, выдвигая идеи умеренности, бережливости, разумности в стиле жизни как обязательных условиях современной культуры (Самкова В.А., 1996). Деятельность участников экологического движения может быть очень разнообразна: практическая, просветительская, исследовательская и пр. Но важно и другое. Эти виды деятельности в рамках молодежной организации или объединения, становятся отправными точками одной из ключевых категорий воспитательного процесса – социализации школьников. Учащиеся имеют возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, родители, учителя, с общественной жизнью. Они приобретают опыт сотрудничества, содружества, сотворчества, становления гражданской компетентности. «Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применить свои знания и умения на практике» (Письмо Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»).

Молодежное экологическое объединение «ЧиЖи» действует в соответствии с принятым уставом, где прописаны цели, задачи, структура организации, направления деятельности. Существует традиция посвящения в члены молодежного объединения. Именно «чижата» являются активными участниками и организаторами экологических акций и мероприятий. Объединение «ЧиЖи» является коллективным членом экологической группы «ГИД».

Продуктом являются: устав, эмблема и девиз молодежного объединения, протоколы общих собраний и заседаний исполнительного комитета, участие в слетах, отчеты о проделанной работе, презентации, традиции.

 

 

Сотрудничество, связи, контакты

Союз охраны птиц России

КОДЦЭОТ (Калининградский областной детский Центр экологического образования и туризма)

Экологическая группа «ГИД»

Комитет по делам молодежи Балтийского района г. Калининграда

Российский государственный университет им. И. Канта

Калининградский государственный технический университет

Центр медицинской профилактики и реабилитации подростков

Гимназии в городах Меттман и Оберкирх, Германия

Учебные заведения в г. Гижицко, Польша.

МОУ СОШ №50

Исаковская СОШ Гурьевского района

Гурьевская гимназия №2
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: shock-direct (27.10.2008)
Просмотров: 961 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]